«Но львов ему не отдали»
Про краеведческий музей, когда он располагался в галерее Айвазовского
Не помню, когда впервые побывал в каждом из феодосийских музеев. Наверное, еще в очень детском возрасте за руку с родителями… В школьные годы посещение музеев было и с классом, и с приезжавшими в гости родственниками, и с друзьями, и самостоятельно. Причем, мне всегда больше нравилось ходить по музеям без экскурсовода, самостоятельно знакомясь с экспозицией и время от времени пристраиваясь к различным экскурсионным группам.
Античные мраморные львы
Конечно же, последние 136 лет (и в необозримом будущем!) главным музеем Феодосии является и будет таковым оставаться картинная галерея И.К.Айвазовского… Конечно же, самым романтический музей Феодосии — это музей Александра Грина… Но среди феодосийских музеев с детства мне больше всех нравился музей краеведческий….
С середины 20-х и до конца 80-х годов минувшего века Феодосийский краеведческий музей размещался под одной крышей с картинной галереей, занимая часть дома И.К.Айвазовского. По проспекту к музею примыкала открытая «веранда» старого шахматно-шашечного клуба.
На проспекте перед входом в музей на кирпичных постаментах стояли античные мраморные скульптуры львов, поднятые со дна моря у древнегреческого города Фанагории и доставленные из Еникале в Феодосию еще основателем Феодосийского музея древностей Семеном Михайловичем Броневским. В середине XIX века, правда, эти львы могли отправиться обратно в Керчь — за ними, специально, приезжал директор Керченского музея древностей Александр Ефимович Люценко, — но львов ему не отдали.
За два столетия истории феодосийского музея львы путешествовали от одного музейного здания к другому, третьему, четвертому… Уже три десятилетия эти львы, ставшие одним из символов нашего музея, стоят в Лапидарном дворике. На их спинах — как и двести, сто лет назад — сидят, с ними фотографируются, их пишут художники… Правда, и сегодня у феодосийцев бытует мнение о необходимости «возвращения» львов на, якобы, исконное место на проспекте…
Все и на любой вкус
В краеведческом музее было все и на любой вкус. От коллекции бабочек в коридоре перед кассой и древних окаменелостей до чучел сипа, кабанов и оленей в зале природы… От фотографий виноградников большой Феодосии и «аппетитных» муляжей яблок и груш из папье-маше до заспиртованных рыб, обломка деревянного корабельного борта, изъеденного червями-древоточцами и диорам… От первобытных кремневых орудий каменного века до стендов с продукцией (невоенного характера) предприятий современной Феодосии… А как интересно было вглядываться в таинственную глубину муляжей пещер с примитивными по современным меркам фигурками первобытных людей…
Впрочем, огромный зал современности, помню, нравился меньше всего… Разглядывать станки с чулочной фабрики, микроскопы и фотоувеличители оптического завода, майолику, кирпичи, бутылки с минеральной водой, рыбные консервы, в соседстве с фотографиями передовиков производства, новаторов, победителей социалистических соревнований и делегатов партийных съездов было не интересно. А, вот, в археологических и военных залах и коридорах можно было бродить часами…
Курьезные истории
Чем объяснить притягательность того музея, более полувека «прожившего» в доме Айвазовского, с его в большинстве своем небольшими и тесными, загроможденными экспонатами залами, примитивными витринами и оборудованием, в большинстве своем рукописными аннотациями? Наверное, не только тем, что это был музей нашего детства, юности, молодости, и тем, что это было иное время, другая эпоха…
Из окна на лестнице, ведущей на второй этаж музея, можно было увидеть корабельное башенное орудие, стоявшее в музейном дворике… Когда мы с друзьями ходили в детские кружки в музее и бывали допущены в закрытый от посторонних уютный музейный дворик — мы, конечно же, не упускали возможность полазить по этой пушке. Которая, кстати, с 2013 года после многолетних «мытарств» экспонируется во дворе музея древностей.
В том старом музейном дворе, вообще, было много интересного — каменные и чугунные пушечные ядра, якоря, каменные плиты… Во двор можно было попасть либо через калитку со двора галереи, либо через кованые ворота с проспекта. Через много лет, уже работая в музее, от Ивана Кузьмича Азаревича я услышал историю появления в музее этих ворот. Оказывается, реставраторы как-то заказали кованые ворота для храма 12-ти Апостолов в Судакской крепости. Однако на заводе, почему-то, неверно прочитали заказ и вместо одних ворот выковали двенадцать. Поэтому пришлось одиннадцать лишних ворот «пристраивать» по Крыму…
Вообще, за годы работы в краеведческом музее — музее древностей — приходилось слышать много интересных, порой забавных и курьезных историй и легенд, связанных с музеем… Но это темы уже других публикаций… А, лучше, если об этом расскажут современные и бывшие сотрудники, поведавшие их мне…
В середине 80-х экспозиция краеведческого музея начала постепенно меняться в связи с готовившимся переездом в новое здание. Один за другим залы закрывались, количество экспонатов в них уменьшалось... И тот старый музей перестал быть интересным. Во всяком случае, для меня…
Андрей Евсеев, 2016 год
Один из старейших в Европе
Феодосийский музей древностей — один из старейших музеев Европы. Основателем музея был феодосийский градоначальник С. М. Броневский (1763-1830), проект которого об учреждении в Феодосии музея древностей российский император Александр I утвердил своим указом еще в ноябре 1810 года. Открыт музей был в мае 1811 года.
Основу музейного собрания составили предметы старины, приобретенные за 1 тыс.руб. по решению городской Думы у феодосийского купца Джеварджи, лапидарные памятники из развалин средневековой Каффы-Кефе, античные древности. Некоторые из первых экспонатов представлены в современной экспозиции музея.
Со временем коллекция пополнялась случайными находками, поступавшими из Керчи, Тамани, Судака и других мест, дарами различных учреждений, организаций, частных лиц. Уже с середины XIX в. поступали материалы археологических раскопок, в том числе и экспедиций самого музея. Первым помещением музея была одна из пустовавших бывших турецких мечетей. В 1871 г. экспозиции Феодосийского музея древностей были переведены в новое здание, специально построенное на феодосийском холме Митридат на средства И. К. Айвазовского.
В середине 1920-х гг. музей был перемещен в дом И. К. Айвазовского, часть которого он занимал до 1988 г. Сегодня музей расположен в центре города на проспекте Айвазовского в здании бывшей гостиницы «Генуэзская», памятнике архитектуры начала XX в.
Комментарии из социальных сетей
Комментарии с Вконтакте
Комментарии с Facebook